Лечение детей в раннем возрасте с использованием антибиотиков может способствовать деминерализации коренных зубов, как утверждают финские ученые. В ходе исследования было выявлено, что у детей в возрасте до 1 года, которые принимали антибиотики группы пенициллина и макролида, а также у детей в возрасте до 3 лет, принимавших антибиотики группы амоксициллина, наблюдается повышенный риск возникновения дефектов зубной эмали, по сравнению с детьми, которые не проходили лечение этими препаратами.

Чтобы проанализировать возможную связь между приемом антибиотиков и деминерализации эмали, ученые университета Хельсинки провели осмотр полости рта школьников 2 и 5 классов. Далее они сопоставили данные осмотра с записями медицинской карты школьников за первые три года. В результате было обнаружено, что прием антибиотиков повышает риск деминерализации эмали.

Школьники, проходивших лечение с использованием пенициллина в течение первого года жизни, или амоксициллина в течение первых трех лет, подвержены риску деминерализации зубной эмали (вероятность деминерализации соответственно в 2,61 и 2,58 раз выше по сравнению с контрольной группой). Наибольший риск деминерализации обнаружено у школьников, принимавших антибиотики группы макролидов, в частности эритромицин и кларитромицин (риск деминерализации выше в 4,07 раза по сравнению с контрольной группой).

Также было выявлено, что у детей, которые переболели отитом среднего уха, риск деминерализации выше в 2,28 раза по сравнению с детьми, не перенесли это заболевание. Более того, в результате сравнительного анализа оказалось, что каждый дополнительный случай приема антибиотиков увеличивает вероятность появления деминерализации эмали.

В результате приема антибиотиков у детей может развиться дефект эмали, повреждает от 1 до 4 первых коренных моляров и нередко резцов. В результате повышается чувствительность этих зубов, на них легко образуется кариес.